Непорочность по правде законной

Текстовые проповеди Александра Шевченко

В течение последних лет мне пришлось общаться с немалым количеством людей, которых занимает эта тема. Начнем с размышлений о Законе.  Небольшая статья под названием «Жив ли Закон Моисея?» привлекла мое внимание. Думаю, она достойна прочтения.

Автор статьи — Петр Калинин. Представляю вам ее в сокращенном виде:

«Обязаны ли христиане Нового завета исполнять Закон Старого завета? Исследовав в Библии эту проблему и поняв, что Закон Моисея (Тора) был дан только народу израильскому и только на определённый срок, я пришёл к совершенно однозначному выводу: нет, не обязаны. Прежде давайте определимся с понятием „Закон Моисея“. Входит ли Десятисловие в Закон Моисея или это что-то отдельное, обособленное от Закона, и мы должны соблюдать только эти Десять заповедей, игнорируя все остальные?Фраза „все заповеди“ повторяется в Библии 26 раз! И всякий раз имеются в виду: „все заповеди, и постановления, и законы“ (Втор. 5:31), то есть весь Закон как единый Кодекс. Десять заповедей не отделяются от общего единства, называемого Законом. На вопрос „Какая наибольшая заповедь в законе?“ Христос ответил: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя“ (см.: Мф. 22:36‒39). Хотя одна часть этой заповеди взята из Десятисловия, а другая — из иного подразделения Закона, но всё вместе это — Закон. Христос их не разделяет. Заповедь „Не пожелай“ записана на скрижалях Десятисловия, однако Бог говорит, что это Закон (Рим.7:7). Итак, когда Бог дал Свой Закон людям через Моисея, Он конкретно настаивал на исполнении всего Закона как единого Кодекса. Без исключения. „Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном [чём-нибудь], тот становится виновным во всём“ (Иак. 2:10). „Проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона“ (см.: Втор. 27:26; Иер. 11:3; Гал. 3:10). Десяти заповедей отдельно от Закона не существует — с точки зрения Бога. Существует единый и неделимый Закон. Всё или ничего. Кому же был дан Закон Моисея? Читаем: Слушай, Израиль: „Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. <…> Итак, соблюдай заповеди, и постановления, и законы…“ (Втор. 7:6,11; см. также: Втор. 14:2; 26:16‒18). „Не сделал Он того никакому [другому] народу“ (Пс. 147:9). Разумеется, в число народа Бог включает и пришельцев (Втор. 29:11), или прозелитов, как они названы в Новом Завете. Но всё это один народ через обрезание и обязательство соблюдать весь Закон. Меня, конечно, могут поправить: дескать, если понятие Израиль рассматривать духовно, то все христиане являются детьми Авраама (Гал. 3:7), а следовательно, мы — духовный Израиль. Однако хоть мы и дети Авраама по вере, но не дети Иакова (Израиля). Это уже, извините, домысел. Итак, исследуя Библию, мы совершенно определённо получаем ответ, что Закон Моисея был дан только народу ИзраильскомуХристос сказал евреям: „Oтнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его“ (Мф. 21:43), что и произошло в момент смерти Христа, когда разорвалась храмовая завеса, закрывавшая вход во Святое Святых — место присутствия Бога. Всё. Совершилось. Святой Бог повторно разорвал Свой завет с Израилем, потому что Его народ отвергнул своего Мессию, Его Сына. А всего через 40 лет был разрушен и Xрам. Но Бога там уже не было. Это не моя интерпретация, это то, что говорит Бог в своём Писании: Закон был дан на время — „до пришествия“ Христа (Гал. 3:23‒24), „Христос искупил нас… от Закона…“ (Гал. 3:13), Своим учением Он упразднил, отменил Закон Заповедей (см.: Еф. 2:15; Кол. 2:14; Евр. 7:18 и 10:9). Не видеть этого в Писании может лишь тот, кто не хочет видеть. В результате этого краткого обзора Библии и истории просто невозможно не признать, что сегодня Закон Моисея не имеет никакого отношения ни к нам, христианам, ни даже к евреям. Ортодоксальным евреям, не признающим распятого Мессию, ничего не остаётся, как ждать прихода Мессии-Царя, а нам, христианам Нового Завета — простым язычникам, и негордым мессианским евреям — исполнять заповеди Евангельского Мессии. А их немного: „А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам“ (1 Ин. 3:23).»

Закон по определению — это свод правил, а точнее сказать, ограничений. В законе не содержится ПРИЗЫВА. Большинство заповедей Десятисловия начинаются с частицы «НЕ». «Не прелюбодействуй», «не кради», «не убий», «не пожелай», «не произноси…»  и т. п. (Исх. 20:3‒17). Таким образом, тот же апостол Павел заключает, что закон положен (предписан) не для праведников, а для беззаконников (1 Тим. 1:9), чтобы ограничить моральное разложение людей, за которым следует деградация и социальный распад всего общества. С этим согласуются и другие заявления Павла: Закон был «дан по причине преступлений…» (Гал. 3:19) и еще: «…мы заключены были под стражею закона» (Гал. 3:23) и т. д.

Как ни странно, но первая и наибольшая заповедь о любви к Богу и ближнему даже не содержалась на скрижалях завета.

«И один… законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?  Иисус сказал ему: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим“: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя“; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 35‒40).

В подтверждение слов Христа апостол Павел пишет, что весь закон в одном слове заключается: «Возлюби!». «Любовь не делает ближнему зла.; итак, любовь [естьисполнение закона» (Рим. 13:10).

Подытожим сказанное. «…закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7:19), а «…любовь… есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14). Все совершенные качества совершенной личности заключены в природе любви. Это любовь долготерпит и милосердствует, не завидует, не гордится, сорадуется истине, всему верит и всё переносит. Многие люди пытаются развить в себе то или другое качество, но это похоже на попытку извлечь отдельный компонент, содержащийся в яблоке. На самом деле весь набор совершенных качеств — это цельный продукт Любви. Если возможно совершенство, то оно — в Боге, Который есть Любовь. Поэтому любовь, радость, мир, кротость, воздержание, терпение, милосердие и другие качества Духа Божьего названы не плодами, а одним цельным плодом! (Гал. 5:22) Невозможно быть любвеобильным и при этом не быть миролюбивым, или, скажем, быть миролюбивым, но при этом не быть терпеливым, или быть терпеливым, но не быть кротким и т. д. Весь набор компонентов, из которых состоит плод, в совокупности и составляет этот плод. Пытаться развить в себе отдельное качество — в действительности пустое занятие. Это, скорее, путь к лицемерию, а не к совершенству.

Закон не развивает человека. Закон ограничивает беззаконие. Когда же человек рождается от Бога и Любовь Божья изливается в его сердце Духом Святым, он обретает природу Бога. Вот почему не закон, а рождение свыше — центральная тема Нового Завета!

Из книги «Церковь и мессианское движение»