Глава десятая. Мера веры

Вера как образ жизни. Дерек Принс
Изучая практическое проявление веры в Христиан
ской жизни, мы должны учесть то, чему учит Павел в
Римлянах 12:1-8 касательно «меры веры»:

(1) Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божи
им, представьте тела ваши в жертву живую, свя
тую, благоугодную Богу, для разумного
служения вашего;

(2) И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуй
тесь обновлением ума вашего, чтобы вам позна
вать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и
совершенная.

(3) По данной мне благодати, всякому из вас гово
рю: не думайте о себе более, нежели должно ду
мать; но думайте скромно, по мере веры, какую
каждому Бог уделил.

(4) Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не
у всех членов одно и то же дело,

(5) Так и мы многие составляем одно тело во Хри
сте, а порознь один для другого члены.

(6) И как, поданной нам благодати, имеем различ
ные дарования, то имеешь ли пророчество, про
рочествуй по мере веры;

(7) Имеешь ли служение, пребывай в служении;

учитель ли — в учении;

(8) Увещатель ли — увещевай; раздаватель ли, раз
давай в простоте, благотворитель ли, благотвори
с радушием.
Павел начинает эту главу словом «итак». Кто-то за
метил, что, если мы встречаем в Библии слово «итак»,
мы должны знать, что предшествует этому слову, потому
что это слово само по себе имеет оттенок подведения
итога. В данном случае, оно относится ко всему, что
было сказано Павлом в предыдущих одиннадцати главах.
С 1-ой по 8-ю главу он объясняет, как смерть Христа
на кресте полностью и окончательно искупила нас от
греха и его злых последствий. С 9-ой по 11-ю главу он
рассматривает жестоковыйность и слепоту Израиля, на
рода Божьего в Ветхом Завете, и как Бог все еще про
должает относиться к ним с бесконечной благодатью и
долготерпением.

Указав, таким образом, на милость Божью как к
Евреям, так и к язычникам, Павел говорит: «Итак...»
В свете всего того, что Бог сделал для нас всех, каково
наше «разумное служение»? Что является самым мини
мальным Божьим требованием к нам? Это предостав
ление «наших тел в жертву живую, святую,
благоугодную» — чтобы мы полностью и без оговорок
возложили самих себя на Божий жертвенник. Когда
Павел говорит «живая жертва», он противопоставляет
нашу жертву с жертвоприношениями, совершавшимися
по Ветхому Завету, когда животное, приносившееся в
жертву, сначала умертвляли, а потом помещали на жер
твенник. По Новому Завету от нас требуется, чтобы мы
точно так же предоставили свои тела в распоряжение
Божье, полностью и окончательно, но разница в том,
что наше тело не умертвляется. Оно остается живым,
чтобы служить Богу жизнью, а не смертью.
Такое предоставление нашего тела'т» качестве живой
жертвы является полной отдачей Ему. Это первая сту
пенька на пути, ведущем в самый центр Божьей воли
и обеспечения. Сначала мы меняем весь наш образ жиз
ни. Мы перестаем «сообразовываться с веком сим». Мы
«преобразуемся». Это преобразование не начинается с
набора правил, регулирующих наше поведение в таких
вопросах, как пища, одежда, украшения, развлечения
и пр. Оно начинается с внутреннего изменения в нашем
уме. Наш ум «обновляется». Все наши взгляды, система
ценностей и приоритетов подвергаются изменению.

Ранее, к Римлянам 8:7, Павел сказал нам, что «плот
ские помышления суть вражда против Бога; потому что
закону Божию не покоряются...». Фраза «плотские по
мышления» описывает тот способ мышления, который
свойственен всем нам в результате нашей греховности
и бунтарства. Такой ум практически враждует с Богом.
В человеческих взаимоотношениях люди никогда не до
веряют врагам важные или сокровенные вещи. Точно
так же обстоят дела с Богом. Пока наш ум враждует
с Ним, Он не раскроет нам многие чудесные и драго
ценные сокровища. Но как только наш ум примиряется
с Богом через акт капитуляции, он перестает враждовать
с Ним, и постоянно «обновляется» Духом Святым. Толь
ко обновленный ум способен воспринять откровение «во
ли Божией» — тот особый план, который имеется у
Него для каждого из нас. Воля Божья как бы трехгранна,
и эти грани открываются нам по мере того, как наш
ум все более и более обновляется. Первая грань пред
ставляет волю Божью как «благую»: мы обнаруживаем,
что Он желает нам только блага. Вторая показывает,
что воля Божья «угодная»: чем больше мы ее понимаем,
тем более приемлемой (угодной) она становится для
нас. Третья грань — воля Божья «совершенная»: это
полное всеобъемлющее обеспечение всех участков нашей
жизни.

Такой обновленный ум не думает о себе более, чем
должно. Мы перестаем быть гордыми, эгоистичными,
самоуверенными. Мы больше не подвержены полетам
фантазии и самообмана. Мы трезво и реально смотрим
на жизнь. Мы начинаем рассуждать здраво и проявлять
ум Христа, Который сказал Отцу: «Да будет воля твоя».
Теперь Божьи планы и цели для нас важнее наших
собственных.

Это ведет нас к следующему открытию: Бог уделил
каждому конкретную «меру веры». Не нашего ума дело
рассуждать, сколько веры нам нужно. Бог уже отмерил
ее для нас — ровно столько, сколько нам нужно. Но
как же Бог определяет, сколько веры нам нужно?

Павел отвечает на этот вопрос, объясняя, как фун
кционирует Тело Христово: «Ибо, как в одном теле у
нас много членов, но не у всех членов одно и то же
дело, так мы многие составляем одно тело во Христе,
а порознь одни для другого члены» (Рим. 12:4-5). Мы,
Христиане, составляем одно единое «Тело». В этом Теле,
каждый из нас является особым членом, с конкретным
планом и конкретной функцией. Один является носом,
другой ухом, третий — рукой, а четвертый ногой. И
так далее.

В 1-ом Коринфянам 12:12-28, Павел более подробно

останавливается на концепции Тела и его членов: «Но
Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему
было угодно» (стих 18). Никто из нас не может произ
вольно выбрать свое собственное место или функцию в
Теле. Мы можем только найти и заполнить то место,
которое Бог предназначил для нас. Чтобы это сделать,
нам нужен «обновленный ум».

Павел говорит, что как члены одного Тела, мы нуж
даемся друг в друге. Никто из нас не волен поступать,
как ему вздумается, не думая об остальных членах. «Не
может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или
также голова ногам: «вы мне не нужны» (стих 21).
Голова является самым высоко расположенным членом,
олицетворяющим Самого Христа (см. Ефесянам 4:15).
Ноги расположены в нижней части Тела, на противо
положном конце Тела. Но, тем не менее, голова нуж
дается в ногах и не может обойтись без них. В свете
этого, мы видим, почему Павел говорит нам, чтобы при
поисках своего места в Теле, мы не помышляли слишком
высоко о себе, но рассуждали трезво и реально.

Картина Тела и его членов помогает нам понять, что
Павел подразумевает под «мерой веры». Каждый из нас
является членом Тела с конкретной функцией. Чтобы
функционировать соответствующим образом, нам нужна
конкретная «мера веры». Вид и количество веры, в ко
тором нуждается каждый член, разные у разных членов
Тела. Глазу нужна «глазная вера». Руке нужна «ручная
вера» и т. д. Эта мера веры должна использоваться
только по назначению. Та вера, которая обеспечивает
функционирование глаза, не подходит для уха. Каждому
члену уделяется конкретная специфическая «мера ве
ры», которая соответствует его функции.

Найдя свое место в Теле и функционируя с выде
ленной нам «мерой веры», мы готовы для «даров» (по
гречески, дар — это харизмата}. «И как по данной
нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь
ли пророчество, пророчествуй по мерс веры...» (Рим.
12:6). Кроме пророчества, Павел упоминает еще шесть
даров: служение, преподавание, увещание, раздавание,
руководство, благотворение. Это ни в коем случае не
является исчерпывающим списком всех даров (хариз
мат), но просто той выборкой, которая показывает воз
можное разнообразие.

Здесь устанавливается важный принцип: размещение
и функционирование в Теле предшествует дарам. Мно
гие Христиане излишне озабочены дарами и видами
служения. Они сосредотачивают свое внимание на про
извольно выбранных ими самими дарах. Обычно, это
эффективные дары, как, например, дары исцеления или
чудотворения, или служение апостола или евангелиста.
Верно, что в 1-ом Коринфянам 12:31 Павел говорит
нам «ревновать о больших». Но важно то, что он не
говорит нам, что это за «большие дары». На этот счет
нет абсолютного стандарта. Ценность даров связана с
нашим местом в Теле. Те дары, которые позволяют мне
выполнять предназначенную Богом функцию и являются
для меня «большими дарами».

Те Христиане, которые излишне озабочены эффек
тивными или впечатляющими дарами, не учитывают
предупреждение Павла о воспитании «здравого сужде
ния». В первую очередь, мы должны стремиться найти
свое место в Теле Христовом. Это, в свою очередь,
выявит те дары, которые нам нужны для эффективного
служения. Опыт подсказывает, что, как только Христи
анин понял свое место и функции, дары начинают дей
ствовать почти автоматически, без излишних усилий
или попыток.

Давайте суммируем то, чему Павел учит в Римлянах
12:1-8. В свете той неизмеримой благодати и милосердия,
которые Бог показал каждому из нас во Христе, нам
предстоит преодолеть следующие этапы:

(1) Мы предоставляем свои тела Богу как «живые

жертвы».

(2) Это послушание ведет к постоянному обновле
нию нашего ума Духом Святым.

(3) В результате такой перемены ума, в нашей жиз
ни наблюдаются и внешние перемены — меня
ется  весь  наш  образ  жизни  —  мы
«преобразуемся».
(4) При помощи обновленного ума мы опытным пу
тем узнаем волю Божью для нашей жизни: во
первых, как волю «благую»; во-вторых, как
«угодную»; в-третьих, как «совершенную».

(5) Познанная таким образом воля Божья помогает
нам найти свое место в Теле и функционировать
на этом месте.

(6) Таким образом, мы обнаруживаем, что Бог уде
лил нам «меру веры», точно соответствующую
нашему месту и функции в Теле — веру для
«уха», если нам суждено быть ухом, веру для
«глаза», если нам предстоит быть глазом.

(7) По мере того, как мы функционируем на своем
месте с уделенной нам мерой веры, начинают
действовать те дары, которые необходимы для
нашего служения.

В главе шестой мы проанализировали утверждение
Павла в Римлянах 10:17, что «вера от слышания, а
слышание от слова Божия». Как это соотносится с тем,
что Павел говорит здесь в 12-ой главе Римлян, 3-5
стихах, о том, что Бог уделяет каждому из нас конк
ретную меру веры, непосредственно зависящую от пред
назначенного для нас места и служения в Теле
Христовом?

Ответить можно так: «слышание» играет для Христи
анина такую же роль, как радар для самолета. Чем
более чувствительным становится наш «радар» к Божьей
реме — тому особому слову, с которым Бог обращается
к каждому из нас лично — тем более уверенным и
легким будет наше водительство к предназначенному
для нас месту и служению в Теле Христовом. Когда
мы попадаем на это место, это похоже на посадку са
молета, точно, на посадочную полосу.

«Слышание» это тот радар, который приводит нас
прямо туда, куда хочет Бог. Впоследствии, по мере того,
как мы продолжаем слышать новые ремы от Бога, мы
удерживаемся на своем месте и можем нести эффек
тивное служение.

Тот факт, что Бог уделил каждому из нас конкретную
меру веры, не означает, что наша вера не изменяется.
Напротив, по мере того, как возрастают наши способ
ности эффективно функционировать в Теле, в такой же
мере возрастает наша вера. На несение более эффек
тивного служения требуется и большая вера. И наоборот,
возрастание веры дает более эффективное служение.
Однако между верой и служением всегда существует
определенная взаимосвязь.

Но вера не является неким продуктом, который по
купается на религиозных рынках. Она выражает взаи
моотношения с Богом и  является результатом
капитуляции, которая приводит нас к гармонии с Божь
им планом для нашей жизни. Когда мы постоянно под
чиняемся Богу и слушаемся Его, наша вера позволяет
нам занять наше место и исполнить те функции, которые
Бог предназначил для нас. Эта вера носит исключи
тельно личный характер, и каждому уделяется конк
ретное количество. «Моя» вера будет бесполезной для
Вас; «Ваша» — для меня. У каждого должна быть своя
собственная «мера веры», которая соответствует нашему
индивидуальному служению в Теле.

Помню, как, будучи молодым Христианином, я был
под сильным впечатлением от проявления веры в жизни
более зрелого верующего, многим пожертвовавшим для
Господа и достигшего больших успехов. Не подумав, я
однажды сказал: «Господи, думаю, что никогда не смогу
иметь веру, подобную этой». Неожиданно, Господь дал
мне ясный и практический ответ: «У тебя не может
быть такой веры, потому что она тебе не нужна! Я не
прошу тебя делать то, что делает этот человек». С тех
пор я благодарен за полученный урок: вера, которую
Бог дает, пропорциональна тому заданию, которое
Он нам поручает.

Позднее, неся свое служение, я встречал многих Хри
стиан, которые, судя по всему, этот урок не усвоили.
Они постоянно просили веры и боролись за нее, но тем
не менее, никогда не имели ее в достаточном количестве.
Наблюдалась явная дисгармония между их верой и тем,
что они старались сделать. Я убедился, что дело не в
том, что веры, уделенной им Богом, было недостаточно,
но в том, что они применяли свою веру в неправильном
направлении. Они самовольно избирали служение, вме
сто того, чтобы нести то служение, которое Бог пред
назначил для них.

Представьте себе ногу, пытающуюся быть ногой с
надетой на нее перчаткой, или руку с ботинком на ней.
Конечно, ни та, ни другая не будут функционировать
нормально. Это вовсе не означает, что что-то не в по
рядке с ногой, рукой, перчаткой или ботинком. Сами
по себе они все хороши. Но скомбинированы они в этом
примере неправильно. Рука с надетым на нее ботинком
и пытающаяся быть ногой, нелепа и бессмысленна. Точ
но так же и нога с надетой на нее перчаткой. Но когда
перчатка надевается на руку, а ботинок — на ногу,
восстанавливается гармония, и достигается успех. Точно
так же обстоит дело с той верой, которую нам дает Бог.
Она соответствует предназначенному для нее члену.
Точно также, как перчатка соответствует руке, а боти
нок — ноге.

В 4-ой главе послания к Евреям автор говорит о том,
как верующие овладевают своим наследием: «А входим
мы в покой, уверовавшие...» (стих 3). Вера должна до
ставлять нам покой. Как только мы находим свое место
в определенном для нас Богом наследии, мы обязательно
должны заметить внутри себя глубокий и безмятежный
мир. Невзирая на усердный труд, сильное давление и
оппозицию, внутри будет мир. Непрекращающиеся уси
9 лия и попытки почти наверняка свидетельствуют, что
мы все еще не нашли того, к чему Бог нас призывает.
Мы неуклюжи, как рука с ботинком или нога с пер
чаткой.

Немного дальше в 4-ой главе к Евреям автор говорит:
«Итак постараемся войти в покой оный...» (стих 11).
Необходимо старание. Лени и безразличию не должно
быть места в Христианской жизни. Но мы обязаны по

нимать, на что направлять свое старание. Нигде не го
ворится, что мы должны приобретать веру. Но нам
повелевается найти свое место в нашем наследии — то
самое место, которое Бог предопределил для нас. Как
только мы нашли его, мы можем нормально и естест
венно функционировать на этом месте, так же, как
рука или нога исполняют свои функции.