Природа искушения

Вера как образ жизни. Дерек Принс

В первом послании Иоанн 2:15-16 перечисляются три
основные формы искушения:

(15) Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит
мир, в том нет любви Отчей;

(16) Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и
гордость житейская, не есть от Отца, но от мира
(сего).

Чувственный мир, по Божественному определению,
состоит из трех элементов: похоти плоти; похоти очей
и житейской гордыни. В Писании слово «похоть» обычно
означает сильное желание, которое становится извра
щенным и вредным и не подчиняется праведным тре
бованиям Божьим.   Первые две формы искушения,
перечисленные Иоанном, являются теми желаниями, ко
торые влияют на человека через его органы чувств.
Третья форма искушения взывает к человеческому «я»
или к его душе. «Гордость житейская» — это такое
внутреннее побуждение человека, когда он отказывается
признать свою зависимость от Бога и ищет самовозвы
шения. Словесно это может выразиться так: «Я могу
сам устроить свою жизнь... Я могу быть независимым
от Бога... Почему это я должен смириться?»

Во время искушения в пустыне сатана противостал
Иисусу с каждым из этих трех искушений (Лук. 4:1-13).
Он хотел заставить Его превратить камень в хлеб —
похоть плоти. Затем он показал ему все царства все
ленной с их властью и славой — похоть очей. Он
попытался спровоцировать Иисуса броситься вниз с кры
ла храма, совершив, таким образом, самовольное чудо,
которое прославило бы Его Самого, а не Отца. Это было
искушение гордостью житейской.

Интересно сравнить искушения Адама и Иисуса. В
1-ом Коринфянам 15:45 Иисус назван «последним Ада
мом». Адам был искушаем в прекрасном саду, в окру
жении всяких свидетельств Божьей любви. Иисус был
искушаем в пустыне, окруженный только дикими зве
рями (Мар. 1:13). Адам впал в искушение через чрево
угодие. Иисус победил искушение постом. Рассудите
сами, насколько глубок смысл этого сравнения!

Вернемся к искушению Евы. Заметим^ что и она
предстала перед тремя формами искушения. Дерево раз
ыграло се аппетит — похоть плоти. Оно оказалось при
ятным для взора — похоть очей. Оно пощекотало ее
тщеславие обещанием, что она будет знать больше и,
таким образом, станет независимой от Бога — гордыня
житейская.

По своей сути, грех — это не неправильные поступки.
Грех — это желание быть независимым от Бога. По
явление этого желания в нас угрожает нашему духу. В
случае с Евон, знание было тем средством, при помощи
которого она попыталась добиться независимости — зна
ние добра и зла. Это один из способов человека отде
литься от Бога. Другими средствами являются богатство,
слава или власть. Одним из самых коварных средств
представляется религия. Человек может стать настолько
религиозным, что перестает нуждаться в Боге.
Движимая стремлением к независимости, Ева пере
местила центр доверия со Слова Божьего на свои чувства.
В результате этого она быстро стала жертвой трехсто
роннего искушения и вкусила от плода. Затем она со
блазнила и мужа сделать то же самое, и оба они через
непослушание отошли от Бога.

Суммируя все вышесказанное, мы можем определить
природу искушения. Вера в Бога и Его Слово является
врожденным и естественным для человека качеством; не
верие же является неестественным извращением. Иску
шение уводит человека от его естественной неры в Бога
и Его Слово. Оно взывает к его чувствам. По своей сути,
всякое искушение — это искушение к неверию. Оно взы
вает к желанию быть независимым от Бога. Достигаемым
результатом становится непослушание Богу.