ПРЕДАНИЯ

Откуда всё появилось? Павел Рогозин

«Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф.15,6).

В пятом веке церковь, находившаяся уже в состоянии духовного отступничества, нашла, что Священное Писание не вполне отвечает требо­ваниям резко изменившейся духовной жизни её членов и поэтому нуждается в каких-то особых дополнениях, вследствие чего и вошли в упот­ребление предания. Предания эти были, якобы, «плодами духовного опыта» и говорили о разных поучительных случаях, примерах самоотвержения и любви, правилах и поучениях святых людей, жив­ших в первые века христианства. Всё это «духовное наследство», хотя и не было записано, но, тем не менее, сохранялось в церкви столетиями в устной передаче.

В церковной истории предания эти известны под названием «фальсифицированных постанов­лений» (Falsae Decretalae). Постановления эти, якобы, разъясняли те вопросы, которые не были затронуты Священным Писанием, на самом же деле являлись они ни чем иным, как сборником компромиссов между категорическими Божьими требованиями и своевольными установлениями церкви, к тому времени уже сильно ослабевшей в вере, правде и нравственности. Предания эти были объявлены священными только в 1564 году. Со­держание большинства преданий противоречит не только духу, но даже самой букве Священного Писания, что указывает на весьма сомнительный источник их происхождения. Они были только измышлением человекоугодников, желавших оправдать те или иные отступления от первоначаль­ного учения Христова. К преданиям относятся также «апокрифы», которые были включены в Канон Библии только в 1546 году.

Обращаясь за помощью к Священному Писа­нию, как к единственному авторитету во всех вопросах христианской веры и жизни, мы убеж­даемся, что нет ничего более ясного, как взгляд Слова Божия на предания.

Во-первых, из Откр.22,18-19 мы узнаём, что Священное Писание содержит в себе вполне закон­ченное откровение Божие, прибавлять к которому строго и навсегда запрещено Богом.

Во-вторых, наш Спаситель Иисус Христос не только никогда не ставил предания наравне со Священным Писанием, но и всегда называл их «человеческими». Христос многократно говорит (Мф. 15,2-6), что нельзя устранять Священного Пи­сания ради преданий, в которых, кстати сказать, и в Его дни, не было недостатка.

В-третьих, опыт показывает нам, как трудно совместить людские предания с Божьим Писанием. Читая послания ап. Павла, мы видим (Гал. 1,13-14), к каким ужасным последствиям привели ап. Павла предания, неумеренным ревнителем которых он являлся до своего обращения ко Христу. После обращения тот же ап. Павел предостерегает веру­ющих, говоря: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2,8; 1Кор.4,6; Тит. 1,14).

Одним из таких, ни на чём не основанных преданий, является предание о пребывании ап. Петра в Риме и о том, что он был первым папой римским. Это «священное» предание понадобилось западной церкви, как ценное оружие в её борьбе за главенство с церковью восточной. Но исторически установлено, что ап. Пётр в Риме никогда не был. Он оставался всё время в Иерусалиме, вплоть до осады города римлянами. Покинув Иерусалим накануне его осады, ап. Пётр вместе с другими апостолами и верующими поселился в Вавилоне. В Вавилоне образовалась небольшая христианская община. Из Вавилона ап. Пётр написал два своих соборных послания, там он и умер (1 Петр.5, 13 и 2 Петр.1,14). Мы видим, что, не будучи в Риме, ап. Пётр никогда не мог быть первым папой — «наместником» Христа на земле.

Да и как мог ап. Пётр быть первым папой, когда самое то папство было учреждено в Риме только в начале седьмого века? Только в 607 году, император Фокий, по настоянию римского епископа Бони­фация III-го, согласился даровать последнему право первенства и прерогативу суда в церкви, с наиме­нованием его папой.

Весьма знаменательно, что когда Константино­польский епископ Иоанн позволил себе также присвоить звание вселенского епископа, т.е. папы, то предшественник Бонифация III-го Григорий Великий, епископ Римский, писал Иоанну следую­щее: «Какая дерзость и какая гордость позволили тебе желать и восхитить новый титул, который мо­жет ввести в соблазн всех братии. Присвоить себе такой титул, чисто языческий, значит подражать сатане. Какой ответ дашь ты в страшный день грядущего суда за то, что ты искал звания в этом мире не только старшего епископа, но и папы вселенского? Отвергни от себя этот сатанинский соблазн!...».

Что же касается папства, как наместничества Христа на земле, то таковое установление явно излишне, ибо Христос обещал Сам Лично присутствовать всюду, «где двое или трое соберутся во Имя Его». Накануне Своего Вознесения Христос дал верующим такое обетование: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мат.28,20). Если Хри­стос с нами всегда и всюду, зачем тогда нам учреждать Его наместничество в Риме? Подобное учреждение только свидетельствовало бы о полном отсутствии веры в духовное присутствие Господне в церкви и в сердцах искупленных.

Сам ап. Пётр в своём первом соборном посла­нии пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь(т.е., такой же пастырь) ... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринуждённо, но охотно и богоугодно не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр.5,2-3). Этими словами ап. Пётр в корне уничтожает самую мысль о возмож­ности какого бы то ни было главенства в церкви, во­обще, и своего апостольского главенства, в частности. Ибо одна глава тела - Христос, мы же все — члены. Итак, ап. Пётр в Риме не был; а если бы и посетил Рим, то стать папой Римским никогда бы не согласился, а согласившись, сделался бы ещё боль­шим предателем, чем Иуда.

То же самое можно сказать и о многих других преданиях. Они не выдерживают даже самой по­верхностной критики.

И как понятны и ценны становятся слова ап. Павла: «Это, братия, приложил я к себе и Апполосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано!» (1 Кор.4,6).

 

Страница создана при поддержке  интернет магазина спортивного оборудования. Решили заняться спортом, но вермя не позволяет посещать спортивный зал? Беговая дорожка для дома - идеальное решение!

 

Поисковые фразы данной книги:предания старцев заповедь откуда все появилось христианские книги Павел Рогозин