ИКОНОПОЧИТАНИЕ

Откуда всё появилось? Павел Рогозин

«Не делай себе... никакого изображения» (Исх.20,4-5).

С развитием поклонения деве Марии и умер­шим святым, возникла в церкви потребность в изо­бражениях этих святых угодников Божиих, девы Марии, а позже и Самого Христа.

Большое влияние на появление изображений оказали те рисунки, которыми первые христиане старались напомнить образную речь Своего Божест­венного Учителя. Символы агнца, лозы, рыбы; на­чертание альфы и омеги; монограмма имени Христа и пр. были своего рода ребусами, смысл которых был открыт верующим, но сокрыт от непо­священных. Постепенно произошел переход от рисунков, изображавших земную жизнь Христа, к изображению христиан, прославившихся своею мученическою кончиною и подвигами.

Несмотря на то прямое запрещение «создавать» изображения и «поклоняться» им, которое мы нахо­дим во второй заповеди десятисловия, заблуждение это распространилось с неимоверной быстротой. Причины такого нездорового нововведения понят­ны. По мере того, как слабела вера в невидимое, росла потребность в культе видимом.

Проповедь устная стала заменяться пояснением изображенного того или иного события Священной Истории. Открылась новая сфера для деятелей живописи, скульптуры и мозаики, изображавших на свой лад и по воле собственной фантазии, как отдельные сцены библейских событий, так и вымышленные «случаи» из жизни девы Марии и усопших святых.

Знаменательно, что в начале изображения эти служили только украшением церковных стен, и только впоследствии, когда предмет воспоминания и украшения превратился в объект поклонения, они стали изготовляться на отдельных досках или холстах и помещаться уже не только в местах бого­служебных, но и в жилищах.

Не прошло много времени, как появилось новое и, притом, более печальное заблуждение. Некото­рым изображениям Христа и святых, а в особен­ности изображениям Девы Марии, церковью приписывалось совершение чудес и исцелений. Такие иконы (или статуи) торжественно тогда объявлялись «чудотворными» и становились источником постоянных и весьма значительных доходов церкви и клира.

Такие новшества в церкви были настолько очевидным нарушением заповеди Божией, что мно­гие священнослужители, не взирая на всю опас­ность, которой они себя подвергали, не покоряясь папе, выступали с открытым протестом. Так, на­пример, епископ Марсельский, в конце VI века, воспретил употребление всех изображений во всех ему подведомственных приходах.

Массовый и многократный отказ принять изо­бражения и поклоняться им носит в истории церкви название иконоборчества. Ещё задолго до выс­тупления Марсельского епископа, это новшество уже начало волновать истинных поборников воли Божией и вызвало среди многих энергичные про­тесты. Один из самых ранних церковных соборов, собравшийся в г. Эльвире (в 306 г. по Р.Х.), строго запретил иконопоклонение, видя в нём ничто иное, как проникновение в церковь грубого язычества.

Но вот спустя 25 лет после обнародования запрещений Марсельского епископа, иконоборчество вступает в новую фазу и принимает более ожесточенный характер. Император Лев (в 727 г.), а затем и 348 епископов собора (в 754 г.), единогласно осудили и своими постановлениями запретили ико­нопоклонение. Однако, 33 года спустя, участники 7-го вселенского собора (в 787 г.), отменив это решение, «приказали» путём специального канона поклоняться иконам, без надлежащего объяснения, почему это необходимо. С этого же времени на­чинает поощряться и поклонение изображению креста. Но этим борьба не закончилась. Парижский собор (в 825 г.) вновь воспретил иконопочитание. Спустя 17 лет (в 842 году), по настоянию императ­рицы Феодоры, женщины развратной и безнравственной, культ поклонения иконам был окончательно установлен, являясь обязательным в западной и восточной церквах.

Тем  не  менее,  борьба за икону в западной церкви не прекращалась. В период непрестанных споров и раздоров «князей церкви», при неиз­менном вмешательстве в церковную жизнь государственной власти и безответственных двор­цовых кругов, иконопочитание то запрещалось, то опять разрешалось, пока, наконец, в X веке, упрочилось окончательно и в западной церкви.

И вот, как ни странно, благодаря невежеству тёмных масс, незнанию Священного Писания и полному безразличию к вопросам веры, так назы­ваемых, «культурных людей», культ иконопочи­тания процветает вплоть до наших дней.

Необходимо добавить, что западная церковь не постеснялась вторую заповедь, говорящую: «не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им», — выбросить из десятисловия Моисеева закона совершенно. Для сохранения же числа десяти заповедей, западная церковь разделила десятую заповедь надвое, сделала из неё две отдельные заповеди.

Восточная церковь сохранила десять заповедей без изменения, но, тем ни менее, это обстоятельство не мешает ей и поныне боготворить целый сонм «чудотворных икон», служить иконам акафисты и молебны, перевозить и переносить их с места на место, окружать их торжественностью богослу­жений, крестных ходов, празднеств и т.п. В силу того простого факта, что поклонение иконам вошло в церковную практику «с незапамятных времен», оно признаётся правильным. Традиция давности, как бы лишает верующих права сомневаться или не верить в законность такого почитания. И теперь можно встретить иконы и иконки с изображениями святых почти в каждом доме. Можно легко купить икону даже через Интернет, например по адресу http://cerkovna-lavka.com/, и повесить ее в рабочем кабинете, а то и в автомобиле.

В основу иконопочитания церковь положила канон (т.е. правило) об иконопочитании, но она и по сей день лишена общепризнанного догмата (т.е. учения). Утверждая иконопочитание на каноне, церковь больше не занимается этим вопросом ни в церковных определениях, ни в богословии, а поэ­тому, возврат к истине дня церкви труден и нежела­телен, а обращение за решением вопроса к Слову Божию оказывается совершенно неприемлемым. Всякая перемена в этом вопросе и тяжела, и рискованна, и невыгодна. Для тех же немногих, кто не убоялся встретиться с фактами и разрешил этот вопрос лично для себя, безосновательность пок­лонения иконам не подлежит никакому сомнению, а отказ от него является вполне логичным, разумным актом. Обратимся к Слову Божию и посмотрим, что оно говорит по этому поводу?

Всё Священное Писание Ветхого и Нового Заветов осуждает иконопочитание (под этим общим названием понимаются все виды изображений), указывая на тот факт, что Бог является существом невидимым.

«Бога не видел никто никогда» (Иоан.1,18). Нам известны некоторые земные формы Его прояв­лений, как-то: Три странника, Неопалимая купина, Столп огненный и облачный, Ангел Завета, Вождь Воинства Господня и др., но по Своей Божест­венной сущности Он «Царь царствующих и Господь господствующих, единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим.6,15-16).

Бога с такими атрибутами изобразить невоз­можно.

Сам Бог спрашивает чрез пророка Исаию, говоря: «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему?» (Ис.40,18). И действительно, где тот художник, который смог бы изобразить Христа воскресшего, Христа прославленного, и при том таким, каким изображает Его Слово Божие? Прочтите первую главу Откровения Иоанна Богос­лова и вы увидите, что изобразить Христа во всей Его небесной славе также немыслимо, как немыслимо изобразить Самого Бога нетленного, не­постижимого...

Изображать Христа в Его земном уничижении - неразумно.

Мы никогда уже не увидим Христа в Его земном уничижении. Он однажды пострадал на Голгофе за грехи наши по Писанию, но воскрес, вознёсся и грядёт опять во славе, чтобы судить живых и мёр­твых. Слушайте, что говорит об этом апостол Павел: «если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2Кор.5,16). Эти слова относились к тем, кто знал и видел Христа лично. Конечно, видеть Его в земной жизни было несравненным счастьем, одна­ко, Павел и христиане того времени не только не поклонялись изображению Христа, но и не должны были иметь видимым объектом уничиженной плоти Христовой, если бы такая возможность вдруг яви­лась. Для истинного поклонения Бог избрал единст­венный путь, — путь духовный, путь, веры. Вера же должна утверждаться не на видимом или вообра­жаемом объекте, а на реальном Слове Божием.

Все изображения Христа, девы Марии и святых, имеющихся в бесконечных вариациях, не соответст­вуют данным Священного Писания.

Священное Писание, описывая лик Спасителя, говорит, что «не было в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53,2-3).

Спаситель же, говоря о Самом Себе, сказал: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голо­ву» (Мф.8,20).

По внешнему Своему облику и одежде Спаси­тель ничем не отличался от Своих современников. Иоанн Креститель узнал Его не по внешнему виду, а только по Духу Святому, сошедшему на Христа в ви­де голубя (Иоан. 1,32-33). Пришедшие на покло­нение Еллины не могли узнать в группе учеников Самого Иисуса; они вынуждены были обратиться к Филиппу и просили, чтобы тот указал им Христа (Иоан. 12,20-21). Иисус Христос легко смешивался с толпой и преследовавшие Его фарисеи часто не могли обнаружить Его в народе (Иоан.5,13; 8,59; 12,36). То обстоятельство, что Христос ничем не вы­делялся из тогдашней толпы, привело перво­священников к мысли воспользоваться предательством Иуды, который условился с началь­никами иудейскими, говоря: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его, и ведите осторожно» (Мк. 14,44).

И, наконец, Слово Божие призывает нас к духовному Богопоклонению.

Священное Писание безоговорочно запрещает поклоняться не только изображениям Божьей твари, но даже изображению Самого Творца, если бы человеку и удалось Его изобразить. Священное Пи­сание учит: «Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине... » ибо «таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4,23-24). Бог — существо духовное... Поклонение Богу должно быть духовным... Таких духовных поклонников Бог ищет Себе. Какая поразительная ясность! Какая очаровательная простота!

Заметим, что только такие духовные поклон­ники и угодны Богу, и что только они одни и найдут в поклонении Ему удовлетворение своей бес­смертной душе. Бог знал, что счастье наше мы смо­жем обрести только на пути духовного поклонения, а поэтому, заботясь о нашем благе, Он сказал: «Не делайте себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйтесь им и не служите им, ибо Я Господь, Бог ваш» (Исх.20,4-5).

Исторические факты и наш личный духовный опыт подтверждают, что нарушение второй заповеди искажает подлинное представление о Боге, приво­дит человека к неправильному поклонению, тво­рящему хаос в душе, хаос в исповедании и хаос в жизни (Римл.1, 21-25).

 

 иконы с доставкой

 

Теги для поиска: иконопочитание поклонение иконам откуда все появилось христианские книги