КРЕЩЕНИЕ

Откуда всё появилось? Павел Рогозин

«Один Господь, одна вера, одно крещение...» (Еф.4,5).

С начала третьего столетия и вплоть до наших дней, мы встречаем в христианских церквах мно­жество разных определений сущности крещения.

Обратимся, поэтому, к первоисточнику. Пос­мотрим, что говорит о таинстве крещения Священ­ное Писание и откуда произошли, связанные с этим вопросом, заблуждения.

Что такое крещение?

Слово «крестить» в греческом оригинале озна­чает «погружать» или «хоронить в воде».

Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Со Христом крещаемый умер для греха и воскрес с Ним для «обновленной жизни». Поэтому, ап. Павел пишет: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним кре­щением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обнов­лённой жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6,3-5).

Крещение - прообраз омытая наших грехов в жертвенной Крови непорочного и чистого Агнца и возрождения от Духа Святого: «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол.2,13).

Крещение — наше публичное свидетельство пред людьми и пред Богом о том, что в смерти Христа мы нашли спасение: ибо «подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (Шетр. 3,21).

Крестящийся, актом крещения исповедует, что он чрез веру вступил в тесное общение со Христом и получил от Него прощение грехов: «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним,... дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6,6). Ибо «во Христа крестившиеся во Христа облеклись» и «уже не я живу, но живёт во мне Христос», ибо «я сораспялся Христу» (Гал.2,19-20; 3,27). Крестящийся, как бы говорит: «я не возлагаю никакой надежды на мою плоть, я ей не доверяю. Я даже не допускаю мысли о возможности исправления своей ветхой, греховной натуры, а поэтому я отдаю её на смерть, перехожу на сторону Христа и выступаю против самого себя» (Рим.7,18-19; 6,11-14; 8,1,9).

Спасает ли крещение?

Крещение никого не спасает. Спасает Христос Своей пречистой Кровью (Откр. 1,5; 1Иоан.1,7).

Крещение является, как бы подтверждением того, что дар спасения нами уже принят, что Голгофская жертва и Дух Святой уже совершили дело спасения в нашем сердце, что мы уже приняли дарованную нам жизнь во Христе и наслаждаемся ею. Запомним же, что не крещение приводит к спасению и новой жизни, а новая жизнь приводит к крещению. Там, где Дух Святой не произвёл ещё перемены в жизни, там крещение лишено всякого основания.

Предварительным условием истинного креще­ния является сознательная вера во Христа, покаяние и обращение к Боту, ибо только тот, «кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк.16,16). Заметьте, что не креститься сначала, а потом веровать, но сначала уверовать, а затем уже крес­титься. Такой порядок установлен Самим Богом, и как много вреда причинило христианству искажение этой Божественной последовательности.

Господь дал людям ясное повеление, говоря: «Идите, научите все народы, крестя их» (Мф.28,19). Сначала надо научить, а потом уже крестить. Так крестил Иоанн Креститель (Мф.3,6). Так, исполняя всякую правду, крестился Сам Господь (Мк.1,9). Так были крещены Его ученики (Иоан.3,22-26; 4,1). Так крестить заповедано апостолам (Мф.28, 19). Так апостолы и совершали крещение (Деян.2,38-41; 8,12, 36-38; 9,18-19; 10,47). Так крестились все верующие древнеапостольской церкви. Они, услышав Слово Спасения, каялись, принимали Хри­ста в сердце, и затем крестились (Деян. 10,32-34,45-47; 16,14-15; 18,8; 19,5-7).

Заметим также, что для совершения крещения требовалось «много воды», настолько много, чтобы крещаемый мог «скрыться под водою» (Иоан.3,23).

Крещение есть личное повеление Господа, дан­ное: проповедникам Евангелия — крестить: «крестя их» (Мф.28,19), а верующим в Евангелие - креститься: «и да крестится каждый из вас» (Деян.2,38; 9,10-18).

Ведёт ли обычай крещения детей своё начало от апостолов?

Мы, русские, принявшие христианство, спустя девять веков после его основания, унаследовали его от Греции уже тогда, когда христианство было сильно засорено, испытало на себе влияние различ­ных государственных систем и пропиталось Визан­тийским язычеством. Приняв христианство не из первоисточника, а как бы, из вторых рук, мы при­общились ко всем его «готовым» вековым наслое­ниям и заблуждениям. Вместе с этими отступ­лениями от Священного Писания мы приняли и учение о крещении детей. Этот исторический про­веренный факт лишает нас, русских, права пользо­ваться всеми излюбленной фразой: «православие ведёт своё начало от апостолов...».

О крещении детей в первоапостольской церкви нигде нет ни малейшего упоминания. Мы не встречаем случая детокрещения ни в одной книге Священного Писания. Исследуя церковную исто­рию, мы находим, что первым, кто упоминает о крещении детей, был епископ Лионский Ириней (около 200 года по Р.Х.). Но было бы ошибкой до­пустить, что к этому именно времени учение о крещении детей вылилось в форму церковного догмата. Напротив, ещё в IV веке крещение взрос­лых было обычным церковным правилом. Лишь в VI когда господствующее положение государственной церкви утвердилось, - крещение младенцев стало явлением распространенным, общепринятым и даже обязательным.

Для тех, кто любит ссылаться в вопросе крещения детей на отцов церкви, не лишним будет напомнить, что Иоанн Златоуст, живший в IV веке и родившийся от родителей-христиан, был крещен 20-летним юношей. Григорий Богослов, живший в IV веке, сын христианина-проповедника, был крещен только в 24-х летнем возрасте. Василий Великий, живший также в IV веке и родившийся в христиан­ской семье, принял крещение, когда ему было уже 30 лет.

Августин Блаженный, мать которого Моника была христианкой и даже причислена к лику святых, крестился также 30-ти лет. Киприан крестился будучи 45 лет от роду. Многие другие христианские подвижники и мученики приняли крещение также в зрелом возрасте.

Как и почему возник обряд крещения детей?

Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности. Детокре­щение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, крещенных в детстве, но бессознательных и пассивных, готовых на по­слушание не только добру, но и злу, если таковое облечено в «благородные» и «возвышенные» идеи.

Поддержанию такого учения содействовали и соответствующие правительственные указы. В ко­дексе Юстиниана сказано: «Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний, крестить и своих детей» (Алмазов, 592 стр.). Закреплению и узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые «благотворители церкви». Император Лев Философ повелел крестить детей до истечения 40 дней после рождения. Были и другие государственные указы, направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые счи­таем излишним.

Второй причиной к отступлению послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род, стало пополняться лицами не апос­тольского призвания. Появились люди «церковной профессии». Таким пастырям-профессионалам вы­годно было умножать количество пасомых про­центным ростом населения и при том, без всякой проповеди Евангелия, даже без катихизации и оглашения.

Евангелие, с течением времени, всё больше и больше заслонялось ложными человеческими уче­ниями, как то: учением гностиков о магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, пос­тановлениями отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением светской власти. Вековые заблуждения принимались сменявшимися поколениями безоговорочно, ибо за­блуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты, не требующую доказательств, а всякий, кто имел смелость усомниться в подлин­ности догматов и верности учения, объявлялся цер­ковью еретиком и отступником. Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да нужно ли это?

В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в светской литературе. Цер­ковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не пропустила. Ожидать решения этого во­проса в общецерковном масштабе — не приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке.

 

Что говорит о крещении детей Слово Божие?

Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть Царствие Божие» (Лук. 18,16) и ограничивается благословением их. В другом месте Христос говорит, что «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18,10). Спаситель неоднократно подчёркивает, что если мы, взрослые, не обратимся и не станем как дети, «не сможем войти в Царство Небесное» (Мф.18,3).

Ап. Павел говорит, что дети освящаются родителями - христианами (1Кор.7,14) и, как тако­вые, не нуждаются в таинствах, пока — дети.

Крещение, ни в коем случае, не является «новозаветным обрезанием», иначе младенцам и взрослым женского пола не надо было бы кре­ститься, вообще, как не надо им было обрезываться в Ветхом Завете.

Галатам, признававшим ветхозаветное обрезание, ап. Павел не говорит, что оно заменено в Новом Завете крещением, но, напротив, (Гал.5,6-11 и 6,15), решительно разграничивает эти два по­нятия, открывая истинный смысл того и другого.

Для всякого уверовавшего в Иисуса Христа, крещение является сознательным вступлением в новый союз (Новый Завет) с Богом. Сознательная вера в Христа, как личного Спасителя, приводит грешника к возрождению. Там, где отсутствует такая вера, не может быть рождения свыше, а раз так, то недопустимо тогда и само крещение. В подобном случае оно окажется лишь лжесвидетельством о спасении, которого он, крещаемый, от Бога не получил.

Защитники крещения детей часто ссылаются на случай, где после проповеди ап. Петра крестился сотник Корнилий и «весь дом его», а там могли оказаться и дети. Но «могли быть» не значит «были», а если бы и были, то и тогда выражение «весь дом» относится лишь к тем, кто мог «внимать тому, что говорил Пётр», т.е. к людям, способным веровать. Говоря, «мобилизован весь дом» для рабо­ты в поле, мы подразумеваем, что принимают участие все способные к труду, а, отнюдь, не младенцы.

Крещение должны принимать не младенцы, не взрослые, а только уверовавшие, независимо от их пола и возраста. Но способны ли веровать младенцы?

Крещение — это единственная дверь к вступлению покаявшегося грешника в общение с видимой церковью Христовой: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян.2,41).

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28,19-20).

 

Наш христианский портал "Город веры" можно найти по следующим поисковым фразам: крещение младенцев водное крещение креститься откуда все появилось христианские книги Павел Рогозин