МИРОПОМАЗАНИЕ

Откуда всё появилось? Павел Рогозин

«Глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть...» (От.3,18).

«Неразумные (девы),  взяв светильники свои, не взяли с собой масла» (Мф.25,3).

Таинство миропомазания, по учению пра­вославной церкви, состоит в том, что крес­тившемуся младенцу после молитвы о ниспослании Духа Святого, крестообразно помазуются елеем: лоб, уши, ноздри, грудь и ноги, с произнесением слов: «печать дара Духа Святого». В миропомазании верующие получают, якобы, силу свыше, помо­гающую им исполнять Евангельские заповеди и возрастать в духовной жизни. Однажды совершен­ное над верующим это таинство, никогда не может быть повторено, ибо своё благодатное действие оно простирает на всю жизнь человека.

Вряд ли нужно догматически доказывать, что никакой силы свыше чрез миропомазание не сообщается. Жизнь миллионов людей, миропо­мазанных в прошлом и миропомазующихся ныне, противоречит тому, в чём стараются убедить нас теоретики-формалисты.

Дух Святой - самая реальная, самая свободная и могущественная сила в мире. Дух Святой не был ещё и никогда не сможет быть монополизирован ни одною церковью: «Дух дышет, где хочет...» (Иоан. 3,8). Он «даётся (Богом), повинующимся Ему» (Деян.5,32), к действиям Духа Святого не применимы человеческие рамки или условности, но присутствие Духа Святого в сердце верующего может быть всегда проверено по «плодам» и «дарам» Духа Святого. Плоды Святого Духа являются приз­наком истинной жизни во Христе: ибо «по плодам их узнаете их...» (Мф.7,20).

Там, где Дух Божий «не принят», где Духу Свя­тому «не повинуются», Дух Святой — только абстрактное понятие, которое можно облечь в какую угодно бездушную форму. Церковь ввела миро­помазание в свою служебную практику почти одно­временно с крещением младенцев. Заблуждение это было церковью допущено по следующим причинам: миропомазание явилось следствием проникновения в христианскую церковь некоторых ветхозаветных обрядов и установлений.

Уже ап. Павлу, как защитнику христианства в чистом виде, пришлось вести серьёзную борьбу с так называемыми «иудействовавшими христианами». Эти христиане, обращённые из иудеев, настаивали на том, чтобы христиане, обращённые из язычни­ков, обрезывались, а иудеи, перешедшие в христи­анство, исполняли Моисеев закон. Этому вопросу Павел посвятил три послания: к Римлянам, Галатам и Евреям. В них он указывает, что «конец закона — Христос» (Рим. 10,4) и что ветхозаветное ритуальное богослужение было только прототипом и прообра­зом реальных духовных переживаний верующего Нового Завета. В первом завете господствовала «буква закона», во втором, — «Дух животворящий»; там - предсказания, здесь - исполнение предсказа­ний; там — символы, здесь — реальная духовная сущность; там — «кровь жертвенных животных, которая никогда не может истребить грехов» (Евр.9 и 10 гл.), здесь — Христос, «непорочный и чистый Агнец» (1Петр.1,19; Иоан.1,29), «взявший на Себя грехи всего мира»; там — «скиния видимая», здесь — «храм духовный»; там — первосвященник «обложенный немощию», здесь — «Первосвящен­ник на веки Совершенный»; там — «елей помазания», здесь - «Помазание от Святого», Дух Святой; там - видимое, здесь - духовное; там - временное, здесь — вечное.

Бог провёл грань между двумя заветами и, тем не менее, уже в первом веке люди всячески стре­мились устранить эту грань. Ап. Павел удачно и надолго отразил тогдашнее посягательство на про­стоту и свободу во Христе, но позже христианская церковь всё же не сохранила за собою этих священных позиций, так как «по отшествии (ап. Павла) вошли (в церковь) лютые волки, не щадящие стада» (Деян.20,29-31). Пророческие слова ап. Павла о лютых волках в точности исполнились. В роли «лютых волков, не щадящих стада», явились гностики, стремившиеся примирить христианство с иудейством и языческой философией, создав из них «единую веру». Попытка эта являлась реакцией языческого ума против простоты и ясности, не­сложных, но истинных воззрений первоапостольской церкви. Гностицизм оказался неизбежным следствием столкновения язычества с разросшимся уже тогда и укрепившимся христианством. Исходя из эллинского идеализма, восточного пантеизма и христианского откровения, это новое учение впало в крайние, а порой даже фантастические рели­гиозные мудрствования и мистический символизм. Хотя учение это потерпело поражение, тем не менее, оно оставило свою окраску, от которой ортодо­ксальная церковь не может избавиться до настоя­щего времени.

Миропомазание основано на превратном понимании терминов новозаветных Писаний.

Говоря о новозаветном духовном опыте хрис­тианина, апостолы часто пользовались ветхозаветными терминами и прообразами. Так, на­пример, ап. Иоанн говорит о Духе Святом, как о помазании свыше: «вы имеете помазание от Свя­того, и знаете всё», «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает», «сие помазание учит вас всему» (1Иоан.2,20 и 27), «когда же придёт Он, Дух истины; то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16,13). Ап. Павел, устраняя в деле получения «помазания свыше» всякое человеческое посред­ничество, пишет, пользуясь всё тем же термином: «Помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1, 21-22). Читая всё это, невозрождённые люди не могут понять, что в Ветхом Завете помазание совершали священники и пророки, в Новом же его совершает Сам Бог. В Ветхом Завете помазание совершалось елеем, как прообраз Духа Святого, в Новом же Завете — Сам Бог «запечатлевает обетованным Святым Духом» (Еф.1,13).

Для христиан древнеапостольской церкви вообще, и в особенности для тех, кто получил помазание Духа Святого в день Пятидесятницы, такие термины как: «помазание», «горящие све­тильники», «реки воды живой», «источник воды», не нуждались в истолковании. Они были настолько понятны, что евангелист Иоанн только в одном случае поясняет, говоря: «Сие сказал Иисус о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан.7,38-39).

Но с тех пор сменились десятки поколений. В церковь проникли люди заведомо невозрождённые, люди, которым были чужды проявления Духа Свя­того в личной жизни искупленных. Возникла вполне естественная потребность чего-то видимого, что могло бы напоминать о духовных реальностях. Эти невозрождённые люди, не имея Духа Святого как реальной сущности, возвратились снова к ветхозаветному прообразу Духа Святого, — к елею, к миропомазанию...

Но здесь их, заблудившихся, ожидала другая степень заблуждения. Оказалось, что не было такого случая во всём Новом Завете, когда бы Дух Святой ниспосылался уверовавшему в результате помазания его елеем. Это обстоятельство привело «отцов церкви» к компромиссному решению - ввести помазание вместо новозаветного возложения рук. Но на каком основании принято было такое решение и кто дал право «отцам церкви» изменять и отменять установления Божии? Этого никто не знает, даже люди, искушенные богословскими науками. Протоиерей Пётр Смирнов, автор «Изложения Христианской Православной веры», объясняет это таким образом: «почему возложение рук заменено миропомазанием, в апостольских Писаниях на это ответа нет!..,». Но если ответа нет (хотелось бы ответить Петру Смирнову), тогда зачем искать какое-то «основание» вне Священного Писания, — будь то в предании, или у Киприана, Тертулиана и других христианских деятелей, писателей и историков, лишь удачно зареги­стрировавших наличие многих заблуждений тогдашней церкви.

В Западной церкви миропомазание совершается над крещаемым не тотчас после крещения, как это принято совершать в церкви православной, а по достижении крещённым отроческого возраста.

Позднейший обычай Западной церкви ударять помазанного по щеке, не имеет основания не только в Ветхом Завете, но вряд ли нечто подобное допускается в каком либо языческом культе. Сбывается Писание: «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного...» (Ис.28,13). Там, где к Слову Божию наблюдается такое кощунственное отношение, Господь повелевает: «выйдите из среды их, и отделитесь и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду Вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель!» (2Кор.6,17-18).

 

Наш сайт находят по следующим фразам: миропомазание откуда все появилось Писание христианские книги христианский портал