БЕЗБРАЧИЕ СВЯЩЕННИКОВ

Откуда всё появилось? Павел Рогозин

«Епископ должен быть... одной жены муж...» (1Тим.З,1-3).

Воспрещение клиру жениться было введено в Западной церкви в 1073 году, когда римский архидиакон Гильдебранд, ставший сперва ка­пелланом (священником при капелле; священником домашней церкви папы) и имевший на папу сильное влияние, был сам избран папой и вступил на престол под именем папы Григория VII-го. По вступлении на папский престол Григорий VII (которого один из близких к нему людей полусерьезно назвал «святым сатаной»), реши­тельно запретил всем без исключения священникам вступать в брак.

Кроме того, он потребовал, чтобы назначение на все духовные должности впредь совершались по каноническому выбору и утверждению духовной власти, а не в силу, так называемой «инвеституры», т.е. передачи духовной должности, как «лена», (Ленная система средневековья, основанная на праве государя раздавать (за известную плату или услуги) казенные земли своим вассалам в пользование или управление.) светским «сеньором» - духовному «вассалу».

Безбрачие священников или так называемый «целибат», лишало духовное лицо родственных связей с окружающей его средой. Епископы, аббаты, священники с этого времени не должны были уже считаться «вассалами» того или иного короля или феодала, а дети их лишались права наследовать духовные должности своих родителей, как это принято было делать раньше.

Вот откуда появилось безбрачие священников и епископов. Мера эта была направлена к тому, чтобы освободить католическую церковь из-под опеки светской власти, устранить материальную зави­симость священников от феодалов, конфисковать и сгруппировать под власть церкви все, при­надлежавшие священникам угодья и имущество и, таким образом, превратить епископов и аббатов в послушных рабов папы.

Приведенная выше историческая справка показывает, что, устанавливая и узаконивая безбрачие священников, Церковь, как послушное орудие в руках папы, руководилась чисто материальной стороной дела и отнюдь не какими-то духовными соображениями и желаниями, продик­тованными Священным Писанием.

Само духовенство весьма неохотно подчинилось этой смелой и строгой папской реформе. В некоторых епархиях клирики восстали против папских легатов, выгоняли их, избивали, отка­зывались расстаться с женами и семьями.

Особенно недружелюбно было принято нововведение папы в тогдашней Германии. Генрих IV не мог безропотно отказаться от инвеституры и высшее немецкое духовенство поддержало его. На Соборе в Вормсе духовенство постановило, что так как папа отнимает власть у епископов и стремится поработить Церковь, то ему не следует пови­новаться.

Сам Генрих IV объявил, что папа нис­провергает общественный порядок, основанный на двух началах: на царской власти и священстве. Пусть тогда папа, который смешивает эти два начала, сойдет со своего престола и уступит место более достойному, - требовал Генрих.

Но Григория нельзя было ни запугать, ни сбить с намеченного им пути. В ответ на угрозы, он отлучил от церкви непокорных духовных лиц и даже самого короля. Отлученные не смели принимать участия в богослужении, таинства церковные теряли для них свою силу, умершие в состоянии отлучения «лишались» Царства Божия. Что же касается лично короля Генриха, то папа, вслед за отлучением, осво­бодил подданных его от присяги и лишил Генриха королевского достоинства. Все, кто был в Германии, недоволен Генрихом IV, откликнулись на призыв папы. Южнонемецкие герцоги повели против короля открытую войну, беспокойные саксы вновь возмутились; высшее духовенство, только что высказавшееся против Григория, было смущено решительностью папы и не замедлило отмежеваться от Генриха. Сам Генрих потерял голову.

Зимою 1077 года он, вдруг, отправился с небольшой свитой в Италию. Папа находился в то время в Каноссе, в замке его верной сторонницы маркграфини тосканской Матильды. Генрих направился в Каноссе, но его в замок не пустили. Генрих отправил тогда к Григорию послов выразить свое согласие на требование папы и выхлопотать снятие папского отлучения. Три дня папа заставил короля ждать решения перед стенами замка на холоде, в одежде кающегося и с непокрытой головой. Григорий снял с Генриха отлучение. Но унижение, которому подверг себя Генрих, не принесло ожидаемых плодов. Немецкие князья не только не положили оружия, но, низложив Генриха, избрали королем герцога швабского. Тогда Генрих IV, собравшись с силами, решил вести борьбу, во что бы то ни стало. Ему удалось привлечь многочис­ленных сторонников среди женатого духовенства, мелкого рыцарства и населения больших городов.

Но папа опять стал на сторону врагов Генриха, вновь отлучил от церкви и лишил его престола.

Проявив над Генрихом такую власть, Григорий обнародовал, что апостолы, получившие от Христа право вязать и разрешать совесть людей, были поставлены Богом как над церковью, так и над миром и, если преемник апостолов и «наместник Христа» может распоряжаться духовными долж­ностями, то, тем более, он властен над должностями королевскими и княжескими. Но и это не уладило конфликта.

Генрих, не считаясь с принятыми против него мерами, решил наказать злейшего врага - папу, и двинул свою армию в Италию. Он добился того, что часть немецкого и итальянского духовенства из­брала на папский престол, вместо Григория, — архи­епископа Равенского, приверженца короля Генриха IV-го. И хотя в Риме Генрих встретил со стороны папских приверженцев упорное сопротивление, овладел городом и торжественно короновался императором. Григорий умер, не пережив такого унижения.

Однако, после смерти папы Григория VII-го, нашелся продолжатель его прерванного дела — папа Урбан II. Генрих IV немедленно двинулся походом для сокрушения новых папских козней, но старый, усталый боец, дойдя до Рейна, внезапно скончался. Новый король Генрих вступив на престол в 1106 году, пошел по стопам отца. Борьба между королем и папой продолжалась еще 15 лет. Обе стороны изнемогли в борьбе. В 1112 году между Генрихом V и папой Калликстом II был заключен, так называемый «Вормский конкордат», в силу которого церковные должности должны были замещаться по канони­ческому избиранию и утверждению папы, а, затем, император, как светский государь, давал посвященному инвеституру на княжеские права, — владения и доходы, связанные с духовной должностью. Безбрачие посвящаемых было душою этого конкордата.

Так закончилась пятидесятилетняя борьба за «догмат безбрачия».

В настоящее время папы всё еще продолжают заключать подобные конкордаты с разными государствами.

Причем, современное католическое богословие даже и не пытается обосновать этого догмата текста­ми Св. Писания, зная хорошо, что такая попытка бесполезна.

Это заблуждение частично захватило право­славную церковь, где безбрачие священнослу­жителей обязательно для лиц с саном выше ие­рейского. Ересь безбрачия настолько укоренилась в обеих церквах, что для человека, впервые читающего Св. Писание и узнающего о том, что почти все апостолы были женаты, факт этот представляется невероятным, «Может ли это быть?» — задают люди вопрос. «Неужели и, в самом деле, апостолы имели семьи? Правда ли, что проповедуя Слово Божие, некоторые из них переходили с места на место в сопровождении жен?» Эти факты не подлежат никакому сомнению.

Христос никогда не проповедовал безбрачия. Сам ап. Петр оставался женатым, будучи верным учеником Христа. Его Учитель неоднократно и запросто бывал у него в доме. Случай, когда тёща Петра была исцелена от горячки Иисусом Христом, описан в Евангелии от Матфея (Мф.8,14 и 15) и у других евангелистов. Павел упоминает о жёнах апостолов (1Кор.9,5), говоря: «или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа (Петр)».

Напротив, по Св. Писанию брак является одним из условий священства или епископства. «Если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв... « (1Тим.З,1-5). Прочтите о женатых духовных работниках: (1Тим.3,12; Деян.18,2 и 26; Деян.21,5; 1Кор.7,2).

Поразительно, что Св. Писание содержит в себе ясное пророчество о ереси безбрачия. Пророчество предупреждает, что безбрачие будет иметь место в истории Церкви. Безбрачие рассматривается Св. Писанием, как один из ярких признаков отступничества от веры: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». (1Тим.4,1-3).

Ни одно заблуждение не ходит в одиночку, - говорит народная мудрость. Вопрос безбрачия коснулся не только служителей Церкви. Он захватил и, так называемых, «мирян». Церковь начала призывать к безбрачию, как к особому подвигу, убеждая мужчин и женщин принять на себя официальный обет, — никогда не выходить замуж (как языческие «весталки»), никогда не жениться. Безбрачие рассматривалось и рассматривается, как знак особой святости и чистоты перед Богом. Безбрачие некоторых мирян повлекло за собою массовое подражание, которое нашло выход в существующем ныне монашестве.

 

Этот материал находят по запросам: безбрачие священников откуда все появилось христианские книги Павел Рогозин